Во всех общеобразовательных учреждениях Железнодорожного округа города Курска уже существуют или находятся в стадии становления школьные музеи: в 12 школах округа функционируют 15 музеев, 1 музейная комната и 2 музея готовятся к открытию.
Школьные музеи являются одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта.
Опыт показывает, что музей образовательного учреждения соединяя разные формы внеучебной деятельности, позволяет выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению обучающихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.
Это требует огромных усилий, в том числе привлечения внимания общественности к школьным музеям, исходя из далеко не полностью раскрытого их потенциала в решении; историко-культурных, учебных и воспитательных задач; разработки научной концепции музея образовательного учреждения на современном этапе исторического развития нашего общества; определения его статуса и условий материального обеспечения; совершенствование их деятельности.
Главная задача – спасти ускользающие и исчезающие ценности, потом оформить материалы так, чтобы они работали на учебное учреждение, на воспитание любви к малой родине, к людям, здесь живущим, привлечь внимание родителей и общественности, сделать музей центром воспитательной работы микрорайона.
По распоряжению главы администрации Железнодорожного округа О.А. Амельянчика с 27 по 31 октября 2014 года в общеобразовательных организациях Железнодорожного округа прошел смотр школьных музеев.
Перед членами экспертной комиссии стояла сложная работа – увидеть, понять как обучающиеся образовательного учреждения вовлечены в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела, способствует ли деятельность школьного музея развитию творческих способностей детей, формированию их гражданского сознания и патриотизма, навыков самоуправления.
Анализ деятельности музеев члены экспертной группы осуществляли путем знакомства с держателями традиций – членами советов музеев, экскурсоводами. Особое внимание уделялось учету и хранению собранных материалов, бережному и ответственному отношению к тому, что собрали и сберегли предыдущие выпуски школьников. Впервые в работе смотра принимало участие «детское» жюри из числа представителей советов музеев школ округа.
Каждому музею были даны рекомендации по совершенствованию их деятельности.
По итогам смотра
музей героико-патриотический имени дважды Героя Советского Союза Маршала К.К. Рокоссовского МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 им. К.К. Рокоссовского» г. Курска,
историко-этнографический музей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 им. К.К. Рокоссовского» г. Курска
музей им. Героя Советского Союза Зеленко Екатерины Ивановны МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им. Е.И. Зеленко» г. Курска,
музей истории школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им. Е.И. Зеленко» г. Курска,
музей Боевой Славы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. С.Н. Перекальского» г. Курска,
музей Партизанской Славы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Курска,
школьный музей «Они учились в нашей школе» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 им. В.М. Бочарова» г. Курска,
музей «История Железнодорожного округа г. Курска» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева» г. Курска,
музей Курского края МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» г. Курска
музей «Древний Курск» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №38» г. Курска
были рекомендованы к участию в городском смотре-конкурсе, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.