Знаменательно, что в канун 80-летия со дня строительства здания по улице Станционная, д.8 состоялось открытие разместившегося в нем Дома детского творчества Железнодорожного округа.
В далеком 1936 в этом здании была открыта школа № 46. В годы Великой Отечественной войны здесь находился областной эвакуационный пункт. Когда немецкие войска приблизились к Курску, в здании разместился штаб 1-го батальона Кировского полка народного ополчения. Сегодня это единственное здание, оставшееся от прежнего Владимирского поселка.
14 января 1977 года по решению Кировского исполкома был создан Дом пионеров и школьников Кировского района.
В первый год работы в учреждении было 13 педагогов, в 50 кружках занимались около 1000 детей. Уже в то время, с учетом потребностей общественности, Дом пионеров должен был выполнять социальный заказ. Созданы кружки: "Юный Железнодорожник", "Юный летчик", "Юный картингист», «Районный комсомольский штаб", "Совет друзей - октябрят", "Клуб интернациональной дружбы". 70% всех кружков было связано с техническим творчеством, натуралистической и опытнической работой. В его стенах учились ТВОРЧЕСТВУ Вячеслав Викторович Гвоздев (ректор Курского государственного университета), Владимир Викторович Коровин (профессор ЮЗГУ), Геннадий Юрьевич Стародубцев (директор Курского государственного областного музея археологии) и др. Более 2000 выпускников выбрали жизненной профессией направления, по которым обучались в стенах нашего учреждения. На сегодняшний день 10 бывших выпускников работают педагогами Дома детского творчества.
В 1979 году Дому пионеров и школьников передана учебная теплица, ставшая базой для проведения занятий педагогов с детьми. Она имеет богатый видовой состав комнатных и экзотических растений и является гордостью учреждения. Характеризуя работу Дома пионеров и школьников в период с 1980 по 1990 годы, следует обметить творческий рост педагогов и детей. В летописи учреждения отражены следующие достижения: победы во Всесоюзных соревнованиях по спортивному ориентированию, конкурсах юных филателистов, "ВиКки", объявленного журналом "Пионер" и на приз "Серебряный шар". Два педагога и девять учащихся кружка «Юный натуралист» награждены медалями и свидетельствами ВДНХ СССР. Также на выставке достижений долгое время экспонировался менисковый телескоп, изготовленный юными астрономами.
В 1995 году учреждение изменило свой юридический и фактический адрес: улица Каширцева, д.5.
В 1995 году Дом пионеров и школьников переведен из государственной в муниципальную форму собственности и стал муниципальным внешкольным учреждением "Дом творчества".
1995-1997 годы. Дому творчества переданы два помещения под филиалы (по улице 2-я Рабочая, 8-В и улице Парижской Коммуны, 28/5).
1998 год. МОУ "Дом творчества" переименован в МОУ ДОД "Дом творчества" Железнодорожного округа города Курска, зарегистрирован Устав.
2001 год. Внесены изменения в наименование учреждения. Получена лицензия на ведение образовательной деятельности.
2002-2007 годы. Работа учреждения направлена на реализацию Программы развития на 2002-2007 годы. Учреждение аттестовано и аккредитовано на высшую категорию.
2008 - 2013 годы. В основу концепции Программы развития на 2007- 2013 годы была положена идея создания условий для формирования социального оптимизма у учащихся Дома творчества через взаимодействие и творческий союз с родителями и представителями социума».
В 2010 году Дому творчества, в соответствии с новой организационно-правовой формой, присвоен статус «бюджетного», было внесено изменение в название учреждения: «муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Железнодорожного округа», утвержден новый Устав.
В 2011 году получена бессрочная Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Железнодорожного округа» - это многофункциональное учреждение дополнительного образования детей, которое наследует многие традиции районного Дома пионеров и школьников, созданного в 1977 году. Учредителем Дома детского творчества Железнодорожного округа является Администрация города Курска в лице комитета образования - органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, и комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска.
После реконструкции Дом детского творчества вновь вернулся в родные стены, где созданы необходимые условия для проведения учебных занятий и массовых мероприятий: светлые просторные кабинеты, актовый зал на 80 посадочных мест со сценой, хореографический зал со специальным половым покрытием, хореографическими станками, зеркалами и комнатами для переодевания; санитарные кабины, пандусы и санитарная комната для детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время в 270 детских объединениях занимаются 3575 детей в возрасте от 5 до18 лет. Ежегодно проводится около 400 мероприятий с охватом более 10000 детей.
Современная система работы в МБУДО «Дом детского творчества Железнодорожного округа» строится на лучших традициях отечественной системы образования и собственного опыта.
Педагогическую деятельность осуществляют 85 работников, 58% которых имеют высшую и первую квалификационные категории, 19 человек имеют почетные звания «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования РФ», 5 человек награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, 9 человек - лауреаты муниципальной премии «Признание» в области образования.
Педагогами Дома творчества реализуется 98 дополнительных общеобразоваетльных общеразвивающих программ. Программы соответствуют интересам и потребностям учащихся, помогают сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют самообразование и саморазвитие. Направлены на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, развитию индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, детской одаренности, коррекцию психофизического и умственного развития, профилактику асоциального поведения детей и подростков. В своих целях и планируемых действиях программы отражают не только современные требования к образованию, но и перспективные, так как ориентированы на развитие личности, способной адаптироваться в современном обществе и реализовать свои возможности.
В образовательный процесс педагогами дополнительного образования активно внедряются проектно-исследовательские технологии, технологии творческого развития и саморазвития личности. В результате использования инновационных технологий учащиеся Дома детского творчества становятся призёрами городских и областных конкурсов учебно-исследовательских работ, участниками научно-практических конференций, социальных акций и проектов, творческих проектов и фестивалей-конкурсов. Педагоги осваивают ИКТ-технологии, принимают участие в творческих интернет-конкурсах и проектах международного и всероссийского уровней.
Важной формой трансляции инновационного педагогического опыта и повышения профессионального мастерства педагогов является стажировочная площадка. Ее деятельность направлена на обеспечение практической отработки эффективных образцов содержания образования, технологий воспитания и обучения, новых механизмов управления образованием. Школа повышения квалификации, как форма организации методической работы в учреждении, помогает решать проблемы адаптации и вхождения в новую должность начинающим педагогам, оказывать методическую помощь педагогам, претендующим на повышение квалификации.
Воспитательная работа в учреждении носит системный характер и реализуется в многомерном воспитательном пространстве, обеспечивающем свободу выбора, исходя из индивидуальных особенностей, склонностей, потребностей и интересов детей.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования разработана воспитательная программа «Где звезды загораются», цель которой - формирование образованной, нравственной, творческой, конкурентоспособной личности, умеющей определить свои жизненные цели, ориентирующейся в современной образовательной и информационной среде, готовой к реализации своих жизненных установок. Для достижения цели определены приоритетные направления: духовно-нравственное («Я – человек»), эколого-гуманитарное («Я и природа»), патриотическое («Я и Отечество»), здоровьесберегающее («Путь к успеху»), художественно-эстетическое («Мир прекрасного»), семейное воспитание («Я и семья»), досуговая деятельность («Досуг»). В реализации программы активное участие принимают: учащиеся Дома творчества, школ округа; дети, состоящие на различных видах учета, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся под опекой; классные руководители школ, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, учителя-ветераны, психологи и социальный педагог учреждения.
Одним из направлений работы Дома творчества является реализация городских воспитательных программ: «Касается каждого» (пропаганда здорового образа жизни), «ПравДА!"» (профессиональное определение через правовое и экономическое просвещение), «Счастье жить» (духовно-нравственное воспитание подростков и молодежи), "Мы-куряне!", "Наследие предков в достойных руках", "НаучноНескучно". На базе Дома детского творчества успешно реализуется целевая программа «Каникулы», которая направлена на обеспечение оздоровления и занятости детей во время каникул, формирование творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности.
Важным направлением деятельности учреждения является осуществление поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Федеральными законами «О социальной защите инвалидов РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ст. 23 Конвенции о правах ребенка и решением коллегии Минобразования РФ «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» от 18.01. 2000 г. №1/2, в тесном сотрудничестве с Курским областным отделением Общероссийского благотворительного фонда «Российский детский фонд» в учебный план включены программы секций «Арттерапия» и «Развивающие игры» клуба «Радуга» для детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающие групповую и индивидуальную формы проведения занятий.
Ежегодно Дом детского творчества организует и проводит окружной фестиваль детского и юношеского творчества «Наши таланты – родному краю», участие в котором позволяет учащимся подняться на ступень выше на пути к своему творческому развитию.
Учащиеся Дома детского творчества - неоднократные победители региональных, всероссийских и международных конкурсов. Это хореографические коллективы: театр танца «Горлица», «Топотушки», «Ритмы планеты»; вокальные студии: «Студия эстрадного пения», «Орфей», «Колокольчики», театральная студия "Чарли". Славится учреждение работами по изобразительному и декоративно-прикладному искусству («Детское творчество», «Игрушки делаем сами», «Бисероплетение», «Калейдоскоп-дизайн», "Мозаика", "Умелицы"). Учащиеся детского объединения «Родничок» - постоянные участники региональных конференций и конкурсов по краеведению.
Учреждение активно поддерживает связь с родителями. Содружество родителей и педагогов обеспечивает полноценную социально-культурную среду воспитания с целью формирования активной педагогической позиции родителей, активного включения их в воспитательный процесс, в сотрудничество с детьми и педагогами.
Дом детского творчества - победитель областного грантового конкурса в системе дополнительного образования в номинации «Лучший инновационный образовательный проект». Педагогические работники являются победителями областных конкурсов дополнительных общеразвивающих программ, методических разработок, имеют собственные публикации в сборниках научно-практических статей.
Решая проблему формирования ценностных ориентаций детей и подростков, социализации и личностного развития детей, педагогический коллектив Дома творчества работает в сотрудничестве с другими учреждениями и организациями: образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и творческими союзами, предприятиями и организациями, органами местного самоуправления, с Курским институтом развития образования, городским научно-методическим центром г. Курска, вузами. Социальное партнёрство необходимо для участия различных сторон в выработке и реализации программ, интеллектуальных продуктов с целью обучения и воспитания детей.
Значительный вклад в развитие Дома детского творчества внесли педагоги, работавшие в разные годы в учреждении:
- Осадчий Валерий Иванович – директор, основатель Дома пионеров и школьников Кировского района (1977-1985гг.);
- Суслов Александр Иванович – директор (1985-1988гг.);
- Климов Владимир Васильевич – директор (1988-1996гг.);
- Другалева Татьяна Анатольевна - директор (1997-2018 г.г.)
- Суптеля Людмила Ивановна, методист;
- Королева Валентина Николаевна, методист;
- Филатова Валентина Михайловна, руководитель кружка;
- Гурская Фарида Аюповна, руководитель кружка;
- Подгорбунский Геннадий Николаевич, руководитель кружка;
- Занин Евгений Николаевич, руководитель кружка;
- Столбова Надежда Николаевна, методист;
- Мякинникова Наталья Викторовна, культорганизатор;
- Лихолетова Инна Николаевна, методист;
- Ромашов Евгений Валентинович, руководитель кружка;
- Шанховский Виктор Николаевич, руководитель кружка;
- Золотухин Анатолий Александрович, руководитель кружка, завхоз;
- Верютин Сергей Николаевич, руководитель кружка;
- Котенко Евгений Егорович, руководитель кружка;
- Родионов Борис Юрьевич, руководитель кружка
- Лисянский Леонид Васильевич, руководитель кружка;
- Фурманов Игорь Алексеевич, педагог дополнительного образования;
- Бочарова Нина Викторовна, методист, педагог дополнительного образования;
- Соломатина Валентина Афанасьевна, заместитель директора, педагог дополнительного образования;
- Бартенева Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования;
- Темнов Александр Михайлович, педагог дополнительного образования;
- Куксевич Александр Анатольевич, заведующий отделом, педагог дополнительного образования;
- Крыгин Игорь Иванович, руководитель кружка;
- Маленкин Александр Александрович, руководитель кружка;
- Сокоренко Людмила Ивановна, руководитель кружка;
- Денисов Андрей Юрьевич, педагог дополнительного образования;
- Коренева Оксана Сергеевна, педагог-организатор;
- Букин Леонид Петрович, педагог дополнительного образования;
- Верютина Людмила Ивановна, заведующий отделом;
- Куркина Тамара Викторовна, педагог дополнительного образования;
- Селиванов Виктор Петрович, педагог дополнительного образования;
- Серобян Валентина Васильевна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования;
- Чаплыгина Тамара Николаевна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования;
- Ржевская Лариса Ивановна, заместитель директора, педагог дополнительного образования;
- Беляева Зоя Анатольевна, педагог дополнительного образования;
- Рощина Татьяна Владимировна,педагог дополнительного образования;
- Семенова Галина Демьяновна, рабочий теплицы, педагог дополнительного образования;
- Воробьева Алевтина Павловна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования